Одни большого города

19.08.2008
Одни большого города

Жертвы безотцовщины в фильме "Закрытые пространства"

Режиссер и сценарист Игорь Ворскла (он же продюсер Игорь Лебедев) снял фильм о том, что поколение нынешних 20-летних куда лучше, чем поколение их отцов. Так это или нет, решала для себя АЛЛА Ъ-ШЕНДЕРОВА. 

В ближайших родственниках "Закрытых пространств" может числиться "Курьер" Карена Шахназарова. Собственно, цели у "Пространств" те же — приоткрыть миру взрослых сложный душевный строй нового поколения. Однако отцы в фильме Игоря Ворсклы просто отвратительны — они бросают семьи, дерутся из-за денег и рассказывают друг другу про визиты к проктологу. А дети хоть и склонны к суициду и подвержены (из-за тяжелого детства) фобиям, но душевно чисты, тонки и романтичны. К ним надо только присмотреться, и вот камера так пристально следит за мимикой героев Вени (Леонид Бичевин) и Вики (Мария Машкова), что видны все прыщики на их лицах. Если учесть, что Вика доставляет Вене пиццу, а в результате оказывается у него под замком, то такая съемка добра не сулит. И когда Вика в порядке самообороны всаживает нож заказчику в бедро, зритель тут же настраивается на триллер с расчлененкой. 

Спутав зрителя зловеще-натуралистичной завязкой, режиссер раскалывается: Веня оказывается не маньяком, а интеллигентным мальчиком, одержимым агорафобией — боязнью открытых пространств. Следует флешбэк, в котором траченный жизнью психотерапевт (в этой роли снялся лидер группы "Ва-Банкъ" Александр Ф. Скляр) прописывает ему хороший секс. Поскольку герой безвылазно сидит в своей мансарде, доктор попросту советует вызвать туда проституток. Однако Веня не хочет секса без любви и вместо проституток заказывает пиццу. 

Пиццу привозит лихая девица, гоняющая на розовой машинке как ведьма на помеле. Черный маникюр, розовое платье и розовая прядь в черной челке выдают девушку-эмо — на эмоциональную устойчивость такой героини рассчитывать не приходится. Зато она очень добрая: вынимает героя из петли и, хотя он грозился ее изнасиловать, в ответ всего лишь привязывает его к батарее. 

Примерно через сутки к героям, успевшим переругаться, помириться и предаться спасительному сексу, присоединяется Ростик (Олег Макаров) — старший друг Вени, изнемогающий от безответной к нему страсти. Теперь уже Вика и Ростик делят Веню, ругаются, мирятся, жалуются на одинокое детство и снимают хоум-видео, прерываясь ради попыток суицида. 

Чем ближе к финалу, тем светлее становятся их чувства. Чтобы зритель мог полюбоваться красивыми кадрами с горящими свечами, они наряжают летом елку, а потом принимают вместе ванну, по очереди целуя портрет Гагарина,— так происходит символическое прощение отцов. 

Удивительное дело: балансируя между претензиями на новаторство и откровенным бредом, фильм все же этой грани не переходит, а местами даже кажется смешным и милым. Взрывная героиня Марии Машковой реагирует на все столь мгновенно и бурно, что зритель подпрыгивает от хохота. Герой Леонида Бичевина уступает ей по остроте реакций и не дотягивает до собирательного образа юноши нового поколения, зато весьма тактичен и обаятелен. Можно даже предположить, что после этого фильма кто-нибудь излечится вслед за Веней от каких-то своих фобий и маний. И приглушит пиццей неумолимое желание снять модное кино о том, что нежелание вступать в грязную взрослую жизнь — главная проблема современной молодежи.